Вторник, 17.10.2017, 12:37Приветствую Вас Гость | RSS
Школа №8
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 777
Дискуссионный клуб
Площадка ЦФО
МГОУ
Форма входа
Статистика

Страница психолога


Психологическая поддержка ребенка

Приоритетное направление – сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения. Под сопровождением понимается деятельность психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом деятельности психологической службы выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом – социально-психологические условия успешного обучения и развития.
 
Цель – организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.
 
Задачи:
 
1. Изучение психолого-педагогической литературы.
2. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения.
3. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.
4. Разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.
Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности, который помогает ребенку избегать своих ошибок, который поддерживает ребенка при неудачах.
 
Чтобы поддерживать ребенка, необходимо:
 
  • Опираться на сильные стороны ребенка.
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  • Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  • Проводить больше времени с ребенком.
  • Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  • Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданиями. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  • Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ребенка.
  • Проявлять веру в ребенка.
  • Демонстрировать оптимизм.

 

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
 
Слова поддержки:
 
  • зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;
  • у тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать…
  • это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
 
Слова, вызывающие разочарование:
  • зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше;
  • ты мог бы сделать это намного лучше; эту идею ты никогда не сможешь реализовать;
  • это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

 

Поддерживать можно посредством:
 
• отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай)
• высказываний (я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; это действительно прогресс, я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рад, что ты в этом участвовал; я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал)
• прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его)
• совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним)
• выражением лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
 
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
 
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:
 
  • Ребенок убедится, что вы его слышите;
  • Ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • Ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
 
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон говорит не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «Что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»

Рекомендации родителям для повышения  учебной мотивации  их детей.

    Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?

 

1.     Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть  ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.

2.     Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение  не надо.

3.     Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное:  что больше всего запомнилось? Что  понравилось, а что нет?

4.     Читайте вместе с детьми книги по ролям.

5.     Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка  значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).

6.     Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент  времени  учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте его за малейший успех.

7.     Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.

8.     Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.

9.     Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были  тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?

10.        У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином  своего уголка


Памятка о роли отца в формировании личности ребенка.

Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.  Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол. Ты девочка! Ты мальчик! Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям. Отец – единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка.

Советы психолога, которые помогут в общении с ребенком.

Правило первое. Никогда не критиковать вторую половину, будь то мама или отец ребенка. Неприязнь, исходящая от вас в адрес мамы не только осложнит отношения с ребенком, но и повлияет на психику ребенка. Очень важно сохранить дружеские отношения после развода. Помните, не могут стать врагами те, кто некогда так любили друг друга.

Правило второе. Папа должен быть в первую очередь, другом и учителем, а не просто инициатором праздничных встреч. Ребенку очень важно чувствовать опору отца в любое время. Для этого необходимо постоянно поддерживать с ним связь. Пусть вы не можете приехать в любое время, но несколько минут разговора ежедневно вас не обременят, а для ребенка это будет большим показателем вашей любви.

Правило третье. Главное не количество совместно проведенного времени, а его качество. Нельзя воспринимать общение с ребенком как обязанность. Поверьте, целый день, проведенный на аттракционах, не произведет на малыша никакого впечатления, если вы будете скудны на общение. Ребенок – натура очень чувствительная. Степень его внимательности преобладает над природной наивностью. Так что при таком отношении убедить ребенка в том, что вы его любите, будет очень сложно. А вот несколько минут доверительного разговора могут передать столько тепла, что хватит надолго.

Уважаемые папы, помните, вы – не только воплощение дисциплины, но и пример для ребенка. Нельзя только диктовать нормы и правила поведения, при этом постоянно угрожая ремнем. Любые запреты должны разъясняться ребенку. Он должен доверять вам. И тогда он осознает, что слушаться папу нужно потому, что вы знаете, что и как нужно делать. Доверительные отношения – вот гарант благополучия в семье. Причем, возраст здесь не имеет никакого значения.

 Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета.

Отец - олицетворение дисциплины и порядка. 

Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол. Ты девочка! Ты мальчик! Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проводит малыша по пути к человеческому обществу. Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям. Отец – единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка.Советы психолога, которые помогут в общении с ребенком.

 

Для родителей первоклассников.

Адаптационный период к школьному обучению.

Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление к новым условиям.

Почему именно в этот период мы говорим о том, что необходимо быть очень внимательным к тому, как протекает данный процесс? Начало обучения в школе – это очень напряженный период, который требует максимальной мобилизации интеллектуальных способностей и физических сил. Школа кардинально изменяет образ жизни ребёнка. Процесс знакомства со школой, её правилами, учителем и сверстниками очень труден для ребёнка своей новизной. А ситуация новизны для каждого человека является тревожной, вызывающей беспокойство. Это характерно и для взрослых, а уж тем более, для ребёнка, который недавно покинул знакомые и родные стены детского сада, где были такие знакомые воспитатели, друзья, все правила поведения. Попадая в школу, ребёнок начинает ощущать эмоциональный дискомфорт,  прежде всего из-за того, что в его жизни появляется новый взрослый — учитель, которого он ещё не знает, он знакомится сразу с большим количеством детей. Для него все школьные правила — новые, всякое дело для первоклассника ново, и трудности могут возникнуть там, где взрослый их и не предполагает.

Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от сформированности положительных эмоциональных установок по отношению к школе.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как родители могут помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни.

1. В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:

·         будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

·         придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;

·         встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте – ведь пока еще не за что.

  1. Что же делать, если появились первые трудности?
  • будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание   должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок.
  • ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к  озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе;
  • серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое поведение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома). Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации. 

Возрастные особенности четвероклассников.

Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.                                                    

Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.                                        

Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Память.

         К развитию памяти в средней школе предъявляется главное требование — умение произвольно ею управлять. Ребёнок должен уметь организовывать процесс запоминания (подготовки к урокам) и воспроизведения (ответа на уроке), т.е. контролировать свою память. Самое главное, что помогает справляться с нагрузкой, — умение выделять главное, понимать, осмысливать запоминаемую информацию.

 Чем вы можете помочь ребёнку?

         В семейной обстановке можно и нужно создавать условия для целенаправленного развития памяти.

a Ставьте перед ребёнком задачу запоминать важный материал на длительное время. Можно привести пример с таблицей умножения — она была выучена ещё в первом классе, а пользоваться ею можно всю жизнь.

a Если сыну или дочери предстоит выучить сложный материал, научите его пользоваться приёмом распределённого повторения. Запоминание происходит путём четырёхкратного прочтения текста. При первом чтении текста задача запомнить не ставится — только ознакомиться с ним. Во втором чтении важно хорошо понять материал. Во время третьего чтения происходит запоминание. Четвёртое чтение — проверка качества усвоения.

a Учите ребёнка рассказывать выученный материал вслух. Проговаривание выученного материала вслух очень важно, т.к. наша внутренняя речь является более сжатой и краткой, чем устная. Рассказывая в полный голос, можно сразу заметить пропуски, ошибки, недочёты.

a Упражнение "Внимательный художник”. Описать по памяти внешность одноклассника, интерьер класса и т.д.

a Упражнение "Зрительный диктант”. Показать ребёнку подряд несколько картинок (от 5 до 10). Задача ребёнка — запомнить их в таком же порядке и нарисовать на бумаге. Начать стоит с предметных картинок, а затем перейти к абстрактным символам, знакам.

Внимание.

         Внимание пятиклассника должно быть таким, чтобы с учётом небольших пауз в течение урока ученик сохранял достаточно высокий рабочий темп.

 Чем вы можете помочь ребёнку?

a Очень простой способ развития внимания — использование интересных заданий. Например, "Сравни две картинки. Найди различия”.

a Можно устраивать в семье конкурсы на самого внимательного. "Самый внимательный” — это тот, кто вспомнит, например, больше деталей просмотренного фильма, видеоклипа и т.д.

a Выполняйте с ребёнком задания по образцу "Корректурной пробы”.

a Детям очень нравятся задания на поиск ошибок в тексте. Придумайте сами предложения или возьмите их из учебника русского языка, сделайте несколько ошибок и предложите ребёнку их найти.

 

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.  У ребенка возникает потребность в общей положительной оценке своей личности не только взрослыми, но и сверстниками.

Большую зрелость приобретает общение. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто  доминирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр.

При формировании позитивных новообразований нужно помнить, что в этом возрасте есть риск появления и негативных. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

Этот период «завершения детства — перехода к взрослости» может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.


Актуальная тема.
 
 
 
 
 
 
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz