Информационные технологии |
|
Здоровьесбережение и информационная безопасность |
В настоящее время все активнее происходит внедрение информационных технологий в образование >> |
Вопрос сохранения здоровья учеников в ИКТ-насыщенной среде становится одним из главных в процессе информатизации >> | |
Новые средства обучения |
Дистанционное образование | |
Новое поколение естественнонаучных лабораторий — оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций и лабораторных работ >> |
Одной из важнейших задач информационного общества является обеспечение доступности информации >> |
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА школы
на 2008 - 2010 годы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА школы
на 2008 - 2010 годы
Паспорт программы
1.Наименование Программы: Программа информатизации образовательного пространства МОУ « Раменская средняя общеобразовательная школа № 8» на 2008 - 2010годы
Цели и задачи Программы : Целью Программы является:
обеспечение условий для доступного качественного образования через создание оптимального информационного образовательного пространства
Задачами Программы являются:
- создание ресурсной базы, соответствующей современному содержанию образования;
- введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий обучения в целях повышения качества общего образования, формирования современного уровня компетентности;
- включение педагогов в систему непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции;
- совершенствование методов управления образовательным процессом на основе системной информации по качеству образования (на уровне отдельного учащегося, класса всей школы в целом).
Сроки и этапы реализации Программы: 2008 - 2010 годы.
Первый этап (2008 - 2009 учебный год) - подготовительный(моделирование информационного образовательного пространства, закупка необходимого оборудования, начало апробации электронных учебно-методических комплексов ).
Второй этап ( 2009 – 2010 учебный год) - внедренческий
( апробация электронных учебно-методических комплексов по различным предметам инвариантной части учебного плана).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности - Программно-целевой метод управления образовательным процессом станет основой принятия адекватных управленческих решений:
- 100% педагогов школы пройдет повышение квалификации по использованию в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий (в условиях школы или муниципальной системы повышения квалификации).
- Не менее 50 % учащихся будет обучаться по электронным учебно-методическим комплексам
- Не менее 35 % школьных предметов естественно-математического цикла будет преподаваться с использованием электронных учебно-методических комплексов
- Будет приходиться не более 10 учащихся школы на один компьютер.
2.Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа.
Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)» создала условия для поэтапного перехода российского образования к новому уровню на основе введения информационно-коммуникационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий). Данная программа заложила основы для решения задач обеспечения качества, доступности и эффективности образования, определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. С 2007 года в МОУ «Раменская СОШ № 8» начала осуществляться Программа развития, направленная на решение целей:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе.
- создание единого образовательного и воспитательного пространства на основе организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества общего образования.
- создание условий, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
Благодаря мерам, принятым руководством МОУ « Раменская СОШ № 8» в 2005 - 2007 годах в рамках реализации Программы развития школы, была создана база для решения новых задач, направленных на:
- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
- разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования.
Наряду с этим актуализируется задача дальнейшего совершенствования технологий обучения, активного введения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, реальной реализации практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Программы развития МОУ «Раменская СОШ № 8», пока еще нельзя говорить о том, что ситуация обновления образовательной системы школы удовлетворяет всех участников образовательного процесса:
- имеет место разрыв между государственными требованиями к содержанию образования и реальными результатами обучения по отдельным предметам;
- использующиеся образовательные технологии, в том числе инновационные, дают больше коммуникационный и эмоциональный эффект образовательного процесса, нежели конкретные результаты обучения;
Кроме того, в условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.
Переход на государственные образовательные стандарты нового поколения приводит к необходимости разработки адекватного содержания каждой учебной дисциплины с учетом возрастных возможностей и индивидуальных потребностей школьников и соответствующего обновления технологий и методов обучения.
Реализация поставленных в Программе развития школы целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления недостатков в достижении результатов обучения и воспитания.
Для решения проблем развития образовательной системы школы вводится Программа информатизации образовательного пространства на 2008 - 2010 годы, которая становится организационной основой совершенствования образовательного процесса и обеспечивает дополнительные условия реализации Программы развития школы с учетом обновления требований к системе образования.
Программа как организационная основа управления образовательным процессом в новых условиях представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления.
Вместе с тем при использовании Программы информатизации могут возникнуть риски, связанные:
- с недостаточным финансированием Программы;
- с недостатками в управлении Программой;
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательного процесса, что преодолимо при четкой реализации намеченных мероприятий в намеченные сроки, а также введением мониторинговых исследований хода реализации Программы.
3. Концептуальное обоснование Программы
Программа информатизации образовательного пространства МОУ « Раменская СОШ № 8» направлена на формирование электронного образовательного пространства на основе сертифицированного программного комплекта - СБППО- Стандартного базового пакета программного обеспечения в образовательных учреждениях РФ, полученного школой из Министерства образования и науки РФ. Данный комплект позволяет расширить образовательное пространство школы учебно-методическими ресурсами нового поколения, обеспечить внутришкольный образовательный мониторинг всех ведущих параметров образовательного процесса компьютерными средствами с использованием сетевых технологий.
Электронное образовательное пространство предназначено для администрации и педагогического коллектива школы, учащихся и их родителей, обеспечивая их всех современным мультимедиа-контентом, подробной и полной информацией о ходе процесса обучения, эффективными средствами управления этим процессом.
Принципиально новым является то, что компьютер не просто инструмент в руках работника образования, а настоящий помощник, сам решающий важнейшие педагогические задачи:
- построение школьного компонента содержания образования,
- получение оптимального учебного плана школы,
- дифференцированный подход к учащимся,
- оптимизация распределения учебного времени,
- оптимальный выбор методов работы на уроке,
- педагогическое прогнозирование,
- построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.
4. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации
Основной стратегической целью Программы является:
обеспечение условий для доступного качественного образования через создание оптимального информационного образовательного пространства, включающего участников образовательного процесса в эффективное психолого-педагогическое взаимодействие.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
- создание ресурсной базы, соответствующей современному содержанию образования;
- введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий обучения в целях повышения качества общего образования, формирования современного уровня компетентности;
- включение педагогов в систему непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции;
- совершенствование методов управления образовательным процессом на основе системной информации по качеству образования (на уровне отдельного учащегося, класса, всей школы в целом).
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
Сроки реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
Первый этап (2008 - 2009 учебный год) – подготовительный:
разработка модели информационного образовательного пространства с учетом методических рекомендаций и специфики школы;
закупка необходимого оборудования для работы с электронными учебно-методическими комплексами и оснащение ими учебных кабинетов;
приобретение качественного программного материала по различным учебным дисциплинам;
приобретение методических материалов с описанием современных образовательных технологий;
подключение учебных кабинетов к локальной сети и к Интернету;
проведение обучающих семинаров для педагогов по формированию компетентного владения компьютером на уровне пользователя;
обучение педагогов школы использованию электронных учебно-методических комплексов;
освоение руководителями школы технологий компьютерного анализа параметров образовательного процесса и программно-целевым методом управления;
начало апробации электронных учебно-методических комплексов;
включение системы мониторинговых исследований.
Второй этап (2009 – 2010 учебный год) – внедренческий:
модернизация материальной инфраструктуры по отдельным направлениям;
оказание методической помощи педагогам в использовании электронных учебно-методических комплексов в преподавании различных предметов;
апробация электронных учебно-методических комплексов по отдельным предметам инвариантной части учебного плана;
реализация электронных учебно-методических комплексов на различных предметах инвариантной части учебного план;
реализация системы мониторинга.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты:
а) создание ресурсной базы, соответствующей современному содержанию образования:
- увеличение удельного веса расходов на учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам, в общем объеме финансирования школы;
- обеспечение оптимального количества компьютеров (не более 10 учащихся школы на один компьютер);
- повышение уровня образовательной информации, ее качества и доступности для всех заинтересованных сторон;
- доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий;
б) введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий обучения в целях повышения качества общего образования, формирования современного уровня компетентности:
- овладение учащимися содержанием образовательных стандартов на уровне, не ниже нормативного (в соответствии с Законом РФ «Об образовании»);
- предоставление учащимся возможности обучаться по электронным учебно-методическим комплексам
в) включение педагогов в систему непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции:
- развитие системы повышения квалификации педагогических кадров;
г) совершенствование методов управления образовательным процессом на основе системной информации по качеству образования (на уровне отдельного учащегося, класса):
- реализация программно-целевого метода управления как основы принятия адекватных управленческих решений;
- обеспечение объективной основы управленческих решений (использование компьютерного анализа данных по всем ведущим параметрам образовательного процесса).
Цели и задачи Программы : Целью Программы является:
обеспечение условий для доступного качественного образования через создание оптимального информационного образовательного пространства
Задачами Программы являются:
- создание ресурсной базы, соответствующей современному содержанию образования;
- введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий обучения в целях повышения качества общего образования, формирования современного уровня компетентности;
- включение педагогов в систему непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции;
- совершенствование методов управления образовательным процессом на основе системной информации по качеству образования (на уровне отдельного учащегося, класса всей школы в целом).
Сроки и этапы реализации Программы: 2008 - 2010 годы.
Первый этап (2008 - 2009 учебный год) - подготовительный(моделирование информационного образовательного пространства, закупка необходимого оборудования, начало апробации электронных учебно-методических комплексов ).
Второй этап ( 2009 – 2010 учебный год) - внедренческий
( апробация электронных учебно-методических комплексов по различным предметам инвариантной части учебного плана).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности - Программно-целевой метод управления образовательным процессом станет основой принятия адекватных управленческих решений:
- 100% педагогов школы пройдет повышение квалификации по использованию в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий (в условиях школы или муниципальной системы повышения квалификации).
- Не менее 50 % учащихся будет обучаться по электронным учебно-методическим комплексам
- Не менее 35 % школьных предметов естественно-математического цикла будет преподаваться с использованием электронных учебно-методических комплексов
- Будет приходиться не более 10 учащихся школы на один компьютер.
2.Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа.
Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)» создала условия для поэтапного перехода российского образования к новому уровню на основе введения информационно-коммуникационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий). Данная программа заложила основы для решения задач обеспечения качества, доступности и эффективности образования, определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. С 2007 года в МОУ «Раменская СОШ № 8» начала осуществляться Программа развития, направленная на решение целей:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе.
- создание единого образовательного и воспитательного пространства на основе организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества общего образования.
- создание условий, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
Благодаря мерам, принятым руководством МОУ « Раменская СОШ № 8» в 2005 - 2007 годах в рамках реализации Программы развития школы, была создана база для решения новых задач, направленных на:
- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
- разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования.
Наряду с этим актуализируется задача дальнейшего совершенствования технологий обучения, активного введения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, реальной реализации практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Программы развития МОУ «Раменская СОШ № 8», пока еще нельзя говорить о том, что ситуация обновления образовательной системы школы удовлетворяет всех участников образовательного процесса:
- имеет место разрыв между государственными требованиями к содержанию образования и реальными результатами обучения по отдельным предметам;
- использующиеся образовательные технологии, в том числе инновационные, дают больше коммуникационный и эмоциональный эффект образовательного процесса, нежели конкретные результаты обучения;
Кроме того, в условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.
Переход на государственные образовательные стандарты нового поколения приводит к необходимости разработки адекватного содержания каждой учебной дисциплины с учетом возрастных возможностей и индивидуальных потребностей школьников и соответствующего обновления технологий и методов обучения.
Реализация поставленных в Программе развития школы целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления недостатков в достижении результатов обучения и воспитания.
Для решения проблем развития образовательной системы школы вводится Программа информатизации образовательного пространства на 2008 - 2010 годы, которая становится организационной основой совершенствования образовательного процесса и обеспечивает дополнительные условия реализации Программы развития школы с учетом обновления требований к системе образования.
Программа как организационная основа управления образовательным процессом в новых условиях представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления.
Вместе с тем при использовании Программы информатизации могут возникнуть риски, связанные:
- с недостаточным финансированием Программы;
- с недостатками в управлении Программой;
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательного процесса, что преодолимо при четкой реализации намеченных мероприятий в намеченные сроки, а также введением мониторинговых исследований хода реализации Программы.
3. Концептуальное обоснование Программы
Программа информатизации образовательного пространства МОУ « Раменская СОШ № 8» направлена на формирование электронного образовательного пространства на основе сертифицированного программного комплекта - СБППО- Стандартного базового пакета программного обеспечения в образовательных учреждениях РФ, полученного школой из Министерства образования и науки РФ. Данный комплект позволяет расширить образовательное пространство школы учебно-методическими ресурсами нового поколения, обеспечить внутришкольный образовательный мониторинг всех ведущих параметров образовательного процесса компьютерными средствами с использованием сетевых технологий.
Электронное образовательное пространство предназначено для администрации и педагогического коллектива школы, учащихся и их родителей, обеспечивая их всех современным мультимедиа-контентом, подробной и полной информацией о ходе процесса обучения, эффективными средствами управления этим процессом.
Принципиально новым является то, что компьютер не просто инструмент в руках работника образования, а настоящий помощник, сам решающий важнейшие педагогические задачи:
- построение школьного компонента содержания образования,
- получение оптимального учебного плана школы,
- дифференцированный подход к учащимся,
- оптимизация распределения учебного времени,
- оптимальный выбор методов работы на уроке,
- педагогическое прогнозирование,
- построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.
4. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации
Основной стратегической целью Программы является:
обеспечение условий для доступного качественного образования через создание оптимального информационного образовательного пространства, включающего участников образовательного процесса в эффективное психолого-педагогическое взаимодействие.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
- создание ресурсной базы, соответствующей современному содержанию образования;
- введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий обучения в целях повышения качества общего образования, формирования современного уровня компетентности;
- включение педагогов в систему непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции;
- совершенствование методов управления образовательным процессом на основе системной информации по качеству образования (на уровне отдельного учащегося, класса, всей школы в целом).
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
Сроки реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
Первый этап (2008 - 2009 учебный год) – подготовительный:
разработка модели информационного образовательного пространства с учетом методических рекомендаций и специфики школы;
закупка необходимого оборудования для работы с электронными учебно-методическими комплексами и оснащение ими учебных кабинетов;
приобретение качественного программного материала по различным учебным дисциплинам;
приобретение методических материалов с описанием современных образовательных технологий;
подключение учебных кабинетов к локальной сети и к Интернету;
проведение обучающих семинаров для педагогов по формированию компетентного владения компьютером на уровне пользователя;
обучение педагогов школы использованию электронных учебно-методических комплексов;
освоение руководителями школы технологий компьютерного анализа параметров образовательного процесса и программно-целевым методом управления;
начало апробации электронных учебно-методических комплексов;
включение системы мониторинговых исследований.
Второй этап (2009 – 2010 учебный год) – внедренческий:
модернизация материальной инфраструктуры по отдельным направлениям;
оказание методической помощи педагогам в использовании электронных учебно-методических комплексов в преподавании различных предметов;
апробация электронных учебно-методических комплексов по отдельным предметам инвариантной части учебного плана;
реализация электронных учебно-методических комплексов на различных предметах инвариантной части учебного план;
реализация системы мониторинга.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты:
а) создание ресурсной базы, соответствующей современному содержанию образования:
- увеличение удельного веса расходов на учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам, в общем объеме финансирования школы;
- обеспечение оптимального количества компьютеров (не более 10 учащихся школы на один компьютер);
- повышение уровня образовательной информации, ее качества и доступности для всех заинтересованных сторон;
- доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий;
б) введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий обучения в целях повышения качества общего образования, формирования современного уровня компетентности:
- овладение учащимися содержанием образовательных стандартов на уровне, не ниже нормативного (в соответствии с Законом РФ «Об образовании»);
- предоставление учащимся возможности обучаться по электронным учебно-методическим комплексам
в) включение педагогов в систему непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции:
- развитие системы повышения квалификации педагогических кадров;
г) совершенствование методов управления образовательным процессом на основе системной информации по качеству образования (на уровне отдельного учащегося, класса):
- реализация программно-целевого метода управления как основы принятия адекватных управленческих решений;
- обеспечение объективной основы управленческих решений (использование компьютерного анализа данных по всем ведущим параметрам образовательного процесса).
Наименование разработки |
Проект «Информатизация школьного пространства». |
Основание для разработки |
1. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды 2001-2005 гг. (постановление правительства РФ от 28.09.01 г. № 610);
2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2001-2010 гг».
|
Заказчик проекта |
|
Основной разработчик |
МОУ «Раменская общеобразовательная школа №8» |
Сроки реализации |
2007-2011 гг |
Цели и задачи проекта |
Цель:
Повышение качества образования посредством формирования единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Задачи:
|
Основные направления деятельности по реализации проекта информатизации школы. |
1.Приоритетные направления деятельности учителя.
2. Приоритетные направления деятельности ученика.
3. Приоритетные направления деятельности администрации.
4. Приоритетные направления деятельности родителя.
5. Создание единого информационного пространства школы. |
Механизмы реализации. |
Проект реализуется через:
· укрепление материальной базы компьютерной техникой и программным обеспечением;
· работу методических объединений учителей-предметников и систему методической работы;
· непрерывное образование и самообразование учителей;
· взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает сайт школы. |
Ожидаемые конечные результаты реа-лизации проекта. |
1. Создание единого информационного пространства.
2. Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.
3. Повышение информационной культуры обучающихся. |
Система организации контроля за исполнением |
Директором школы. |
РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НА 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД